enot писал(а):
вот еще - некий боле-менее систематизированнный анализ
http://alexandrov-g.livejournal.com/109 ... 8#t2581538Цитата:
Врезаться в нас они могли, дело житейское. Парогазовую перекисную торпеду, которую заряжали в аппарат, от удара сорвало с крана, корпус разломился, перекись хлынула в отсек, потом рвануло и начался пожар - это вполне реально. Могла рвануть БЧ, могло вырвать внешнюю крышку ТА (внутренняя была открыта, ведь шла зарядка ТА), и вода пошла в отсек - лодка клюнула носом и ударилась в дно, после чего произошел более крупный взрыв - это все реально.
Цитата:
1. пиндосская ПЛ следила за нашими стрельбами. Для этого она пристроилась сзади, в "мертвую зону" ГАС нашей лодки, и ползала за ней максимально близко, чтобы затруднить разделение целей ГАС других кораблей.
2. видимо, по шумам капитан-пиндос понял, что наши затевают торпедные испытания, и решил снять гидроакустический профиль работы механизмов "Курска" в момент выстрела торпедой (это очень важно - именно такие профили позволяют потом понять по данным пассивной прослушки ГАС, что предпринимает противник, поэтому все страны норовят собрать как можно больше таких профилей).
3. решив это сделать, пиндос что-то не рассчитал в сближении, и СТОЛКНУЛСЯ с нашей АПЛ Курск. Столкновение, в принципе, было не очень сильным - судя по разрушению носовой части пиндосской АПЛ - но весьма ощутимым даже для такого левиафана, как Курск. Ну чтобы было понятно - вот когда вы врезаетесь в столб на автоомобиле со скоростью в 10 кмч - удар вполне безопасен, но швыряет при этом так, что ой-ой-ой.
4. В общем, от удара на Курске сорвало торпеду. То ли с крана, то ли открепленную со стелажа - не суть важно. Торпеда упала.
5. Торпеда, что важно, была парогазовая, работающая на перекиси водорода. То ли ее разломило при ударе (скажем, типичная тяжелая скоростная 533-мм торпеда весит почти три тонны - при подъеме на обычной балке за две точки ее под собственным весом гнет дугой так, что это видно невооруженным глазом, поэтому для них придумана специальная удлиненная трехточечная балка. при падении с высоты всего в полтора метра разлом корпуса такой торпеды практически неминуем). То ли у нее просто выскочила чека, и курок отпустился - соответственно турбина в 1200 лошадиных сил включилась прямо в отсеке, без охлаждения водой и без нагрузки на валу (винтах), в течении нескольких секунд или парогенератор прогорел или разорвало колесо турбины от превышения оборотов - короче, в любом случае торпеду разорвало, и перекись водорода потекла в отсек.
6. Концентрированная перекись - страшный окислитель. Она мгновенно зажигает практически любые органические вещества, причем потушить горение обычными способами (прекращая доступ кислорода) невозможно - перекись, разлагаясь, сама выделяет кислорода более чем достаточно для горения. А перекиси в торпеде много. В общем, в отсеке практически мгновенно возник очень сильный пожар и как бы даже не взрыв.
7. Если взрыв не произошел сразу же, от паров перексиси - то он произошел позднее, когда пожар разогрел боевые торпеды на стеллажах.
8. Сам по себе этот взрыв не мог привести к разрушению прочного корпуса - по крайней мере, не дальше 1-го отвека. Но, видимо, произошло то, о чем я писал раньше - взрывом вырвало крышку торпедного аппарата, или двух аппаратов, или даже разорвало часть прочного корпуса, и в первый отсек (носовой) пошла вода.
9. К этому моменту лодка Курск имела неплохой ход. То ли капитан решил экстренно всплывать, то ли еще что - но вот факт, ход был. И вода в первом отсеке вызвала "кивок" лодки вниз. А дно - сплошная скальная плита - совсем рядом. И Курск с ходу влепился в скальную плиту. Вот это-то его и убило - пошла деформация и разгерметизация практически всего корпуса, агрегаты сорвало с фундаментов, проламывая ими переборки, и т.д.
Вот это и были те два взрыва, которые слышали сейсмостанции - первый слабый п7 и второй сильный п9 в момент удара в плиту.