Тут пиздец подкрадывается ещё и с другой стороны.
В ближайшее время Иран начинает строительство судоходного канала Каспий - Персидский залив. ТЭО проекта уже разработано: трасса канала пройдет по северо-западу Ирана (по руслу реки Кызылузен) до озера Урмия и далее до реки Шатт-эль-Араб - общего низовья Тигра и Евфрата, где недалеко от места их впадения в Персидский залив расположены крупнейшие иранские порты Хорремшехр и Абадан. Это кратчайший путь из бассейна Каспия в бассейн Индийского океана, при транспортировке каспийской нефти в страны Восточной Азии (с их высоким - одним из самых высоких в мире - темпом роста энергопотребления), минуя Босфор и Дарданеллы. Таким образом закладывается экономически целесообразный маршрут бесперебойного поступления нефти Каспия на мировые рынки, минуя черноморские проливы.
Об иранском видении значения этого канала сказал посол Исламской Республики Иран в РФ Мехди Сафари во время его встречи в редакции "Российской газеты". Не имеет ли смысла, сказал Мехди Сафари, доработать проект так, чтобы по нему могли проходить суда Каспийской флотилии - эсминцы и крейсера водоизмещением до 10 тысяч тонн? В связи с планом строительства через иранскую территорию транзитного коридора и, в частности, нефтепровода на южный берег Каспия из Мосула (Северный Ирак) иранский посол напомнил, что ТЭО этого проекта имеет большую историю: его еще в 1919 году подготовили англичане, рассчитывавшие, что распад России в революции и гражданской войне позволит им захватить в свои руки Каспий и закаспийские области Туркестана .
http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?ac ... ws_id=2948
На строительство этого канала очень рассчитывает Иран.
Этого обстоятельства оказалась достаточным для внесения этого проекта администрацией США в "черный список", хотя даже примерные сроки его реализации пока не определены.
Но Вашингтон заранее заявил, что в случае сооружения канала намерен немедленно подвергнуть экономико-политическим санкциям те страны и компании, которые будут участвовать в его реализации. Сооружение судоходного канала Каспий-Персидский залив сможет втрое сократить путь из Северно-Восточной Европы и западного региона бывшего СССР (включая европейский регион РФ) в бассейн Индийского океана. Напомним, что сегодня основной маршрут в этот регион проходит через эгейско-черноморские проливы, и Турция, вопреки международным конвенциям, ограничивает свободу торгового мореплавания в Босфоре-Дарданеллах.
Убытки России от такой политики, по оценкам Минтранса РФ, достигают 260-300 млн долларов в год. Характерно недавнее заявления Госдепа США о том, что экологическая ситуация в проливах не позволяет увеличивать грузотранзит по данному направлению.
Понятно, что путь через Иран противоречит долгосрочным интересам США и Турции в регионе. Во всяком случае, "трансиранский" проект резко ослабляет зависимость от транзитной политики Турции. Да и примыкающие к новому каналу страны смогут извлекать доходы от транзита по этой артерии. Канал между Каспием и Персидским Заливом планировался еще в начале 1960-х годов, и шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви предлагал СССР участвовать в данном проекте. Но тогда под давлением США проект был заморожен. Сегодня, по имеющейся информации из Минтранса РФ, Россия готова более внимательно отнестись к его реализации.
Короче строить канал через Иран пиндосы не дают, а казахская нефть прет, надо канаву от Каспия до Азова копать.
Бабло дороже экологии.