"Нефтенационализм"
http://www.inopressa.ru/wsj/2007/08/28/17:08:49/cashКашаганское месторождение, обнаруженное в 2000 году в казахстанском секторе Каспийского моря, стало крупнейшим из подобных месторождений, открытых за последние 30 лет во всем мире. Ожидается, что в 2019 году добыча там выйдет на стабильный уровень 1,5 млн баррелей сырой нефти в день. Это больше, чем объем добычи таких нефтедобывающих стран со стажем, как Ангола или Катар.
Но подобные проекты осуществляются на пределе технических возможностей крупных нефтяных компаний, что часто влечет за собой задержки и резкий рост расходов. Это, в свою очередь, испытывает терпение государств, на территории которых осваиваются месторождения, – власти видят, что с каждой отсрочкой день, когда с ними начнут расплачиваться, отодвигается в будущее. Вместе с недовольством властей нарастает и "нефтенационализм", в результате которого изменилось соотношение сил между крупными западными нефтяными компаниями, с одной стороны, и нефтедобывающими государствами, с другой.
Прекрасный пример тому – Кашаганское месторождение. Под управлением Eni дата начала добычи была отсрочена с 2005 года на конец 2010-го. В начале нынешнего года Eni объявила, что начальный этап освоения месторождения обойдется в 19 млрд долларов, а не в 10 млрд долларов, как она ранее указывала. Крупные нефтяные компании говорят, что расходы растут из-за дефицита квалифицированных инженеров и управляющих, а также резкого роста цен на сталь и дороговизны аренды новых буровых установок.
Казахстан выслушал эти доводы с недоверием. "Одно дело, когда расходы растут на 5-10%", – сказал в интервью в начале августа премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Но планируемые расходы на проект в течение 40 лет его эксплуатации, сообщил он, выросли с 57 млрд долларов до 136 млрд. "Если они возрастают в два с половиной раза, то либо планировщики что-то напутали, либо выполняется проект неправильно, либо сумма завышена нарочно".
Теперь Кашаган все больше напоминает другой энергетический проект, который стал жертвой растущей уверенности в себе государства-владельца, – "Сахалин-2" на российском Дальнем Востоке. Когда Royal Dutch Shell PLC известила, что стоимость "Сахалина-2" увеличилась без малого в два раза, Росприроднадзор начал бомбардировать компанию жалобами. Эта кампания прекратилась лишь после того, как Shell уступила контрольный пакет проекта газовой компании, которой управляет Кремль.