на этот вопрос пытался ответить итальянский антрополог и криминалист Ч.Ломброзо, который в своей знаменитой книге - "Гениальность и помешательство", приводя высказывания Платона, Аристотеля, Демокрита связывает безумие и вдохновение, сумасшествие и пророчество. Из более близких авторов таким авторитетом является Б.Паскаль, который, по мнению Ломброзо, не только утверждал, что величайшая гениальность граничит с полнейшим сумасшествием, но и сам был таковым.
В то же время Ломброзо повторяет мысли, которые были высказаны задолго до него: гений - это, прежде всего, утонченная и почти болезненная чувствительность, свойство, которое является для гениального человека источником его страдания и славы: "Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочным уколом, то при его чувствительности, уже представляется ему ударом кинжала" (Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - С-П., 1892.).
Выделяет он и непомерное тщеславие, которое отличает гениальную личность, приводя слова Гейне: "Человек - самое тщеславное из животных, а поэты, самые тщеславные из людей".
Кроме этого гения характеризует весьма мрачный взгляд на мир и человека, который вызывает меланхолию, возможно депрессию: "Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм - вот жестокая расплата за высшие умственные дарования" (Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - С-П., 1892.).
Против точки зрения Ломброзо выступили многие психологи, искусствоведы, художники, критики - приверженцы самых различных направлений. Даже фрейдисты, к которым попытался примкнуть Ломброзо, открещивались от него не без основания считая, что он опошляет и огрубляет воззрения Фрейда на природу таланта.
Можно с уверенностью сказать, что ни психические странности, ни физические недуги не составляют истинной сущности гениальной личности. Никакая болезнь не может стимулировать творчество; талант проявляется не благодаря болезни, а вопреки ей - она ему не помогает, а мешает, но она бессильна перед ним. Она его делает малопроизводительным и все.
Сам Ломброзо пишет, что, не смотря на многочисленные сходства между гениями и сумасшедшими, вывести положение, что "все непременно должны быть помешанными - значит впасть в громадное заблуждение". В этом смысле оно пытается быть объективным, говоря о силе воли, здравом уме, таких художников как Данте, Микельанджело, Вольтер.
Ломброзо также делает различие между понятием талант и гений, приводя высказывание Юргена Мейера, автора монографии "Гений и талант": "Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - соверщенно новое… Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам трудно достижимой; гений попадает в цель, которой даже и не видно для нас".
В конце девятнадцатого века проблема гениальности исчезает из поля зрения эстетиков и философов, возможно, это связано с тем, что исчезают сами гении. В большей степени анализируется специфика творчества в искусстве, и здесь свою лепту в рассмотрение данной проблемы внес психоанализ.
http://www.ido.edu.ru/philosophy/13.html#13.3.5