Один в поле не воин 23-06-2007 22:45
© "Россия в глобальной политике". № 3, Май - Июнь 2007
http://www.globalaffairs.ru/numbers/26/7704.htmlВ.В. Шлыков – председатель Комиссии по политике безопасности и проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов Общественного совета при Министерстве обороны РФ, член Совета по внешней и оборонной политике.
На прошедшем в июне 2007 года саммите «Большой восьмерки» в Хайлигендамме (Германия) президент США Джордж Буш предложил создать совместную американо-российскую экспертную группу по изучению проблем размещения в Европе системы противоракетной обороны. По его мнению, такая группа должна включать три составляющие – представителей МИДов, министерств обороны, а также вооруженных сил.
В России Минобороны и ВС традиционно рассматриваются как единое целое. (На Западе, в том числе в Америке, они представляют собой две различные силы, что очевидно из публикуемой в этом номере статьи Майкла Деша «Буш и генералы». – Ред.). От подобной традиции давно уже следовало отказаться, но реальная возможность для этого появилась только сейчас.
Возглавивший оборонное ведомство Анатолий Сердюков стал первым в России по-настоящему гражданским министром обороны (формально гражданские Игорь Родионов и Сергей Иванов – генерал-полковники запаса), причем он не политик, а министр-менеджер. Пожалуй, это – самое важное и обнадеживающее событие (хотя бы как прецедент) в сфере оборонного строительства со времен краха СССР. Новому министру придется создавать принципиально новое ведомство, если он не хочет, испытывая на себе действие «принципа Питера», стать «вершиной без основания» (free-floating apex) и оказаться на «уровне некомпетентности» (согласно принципу, выдвинутому канадским ученым Лоуренсом Питером, человек, работающий в любой иерархической системе, поднимается по должностной лестнице до тех пор, пока не достигнет уровня некомпетентности, то есть пока не займет место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями. – Ред.). Ключевые посты в Минобороны будут занимать гражданские лица.
Комментируя назначение Анатолия Сердюкова, президент РФ Владимир Путин выразил пожелание, чтобы в военном ведомстве «серьезное внимание было уделено экономической, финансовой составляющей». За этой сдержанной фразой скрывается серьезная обеспокоенность тем, насколько эффективно расходуются Министерством обороны деньги, все более щедро выделяемые ему в последние годы государством.
РОСТ ЦЕН И ВОЕННАЯ МОЩЬ
Налицо множество свидетельств того, что в сфере финансирования, прежде всего в части, связанной с государственным оборонным заказом, дела обстоят неблагополучно.
Аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов отмечает, например, «непроходимость сложившейся системы финансирования гособоронзаказа». По его убеждению, «более коррупционную среду трудно придумать. …Свыше 40 должностных лиц визируют гособоронзаказ, контракты и платежные поручения. Но никто не отвечает за результат. Цены растут, качество оставляет желать лучшего, объемы производства падают. При этом десятки миллиардов постоянно “висят” на счетах Минобороны и в конце декабря распределяются в пожарном порядке или сдаются в бюджет».
«Невыполнение гособоронзаказа из года в год увеличивается, причем процент невыполнения увеличивается пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ», – заявил 19 апреля 2007 года на выездной сессии Военно-промышленной комиссии в Екатеринбурге федеральный министр – первый зампред этой комиссии Владислав Путилин. Под вопросом и выполнение совсем недавно принятой Государственной программы вооружения на 2007–2015 годы (ГПВ-2015), предусматривающей выделение пяти триллионов рублей на оснащение армии.
Академик Юрий Соломонов, директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники, разработавшего ракеты «Тополь-М», «Булава» и «РС-24», убежден, что «программа вооружения, которая была принята в 2001-м до 2010 года, просуществовала пять лет и рушится из-за необоснованности тех финансовых ресурсов, которые выделялись на ее реализацию. И в том числе из-за несоответствия, по причине отсутствия механизма ценообразования, реальных цен на реальную военную продукцию. …Пройдет пять лет, и, поверьте моему слову, в 2011-м по той же самой причине и новая программа окажется нежизнеспособной».
Первый заместитель начальника вооружения Министерства обороны генерал-лейтенант Владимир Михеев сомневается, что удастся выполнить задания даже первого, текущего года ГПВ-2015. «Нерешенность вопросов финансирования и ценообразования, – говорит он, – приведет к тому, что не будет батальона танков в год с “Уралвагонзавода”, не будет и заданного ГПВ-2015 количества самолетов СУ-34». Речь здесь идет о батальоне танков Т-90 и первой партии самолетов СУ-34, о поставке которых в 2007 году объявил Сергей Иванов.
Срыв госзаказа объясняется бурным ростом цен на военную продукцию, полагает Михеев, ссылаясь в качестве примера на объединение «Уралвагонзавод». «Почему за последний танк, приобретенный в конце 2006-го, мы заплатили 42 миллиона рублей, а в начале 2007 года с нас уже просят 58 миллионов? В ценовой политике мы не уступим ни рубля, такую задачу поставил нам министр обороны». (Речь, очевидно, идет о бывшем министре обороны Сергее Иванове. – Прим. авт.)
Промышленники убеждены в том, что Министерство обороны просто не хочет платить справедливую цену за их продукцию. Представитель «Уралвагонзавода» Борис Минаев объясняет повышение цены на танк установкой на нем нового оборудования, ростом тарифов на энергию и металл: «Задача Михеева – заставить продавать танк по себестоимости, но в бизнесе так не бывает».
Не лучше обстоит дело и со сроками поставок военной продукции. Еще в январе 1999-го главком ВВС Анатолий Корнуков обещал на пресс-конференции, что новый зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «С-400» поступит на вооружение в течение 12 месяцев. Затем это обещание из года в год повторяли он сам и сменивший его (недавно уволенный) генерал Владимир Михайлов. И вот уже очередной главком ВВС Александр Зелин сообщает, что ЗРК «С-400» заступит на боевое дежурство «в намеченные сроки» в 2007 году.
По словам Владислава Путилина, за 11 лет строительства подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий» цена его разработки превысила проектную в семь раз.
Судя по первым интервью Анатолия Сердюкова, он понимает необходимость усиления роли Минобороны в контроле над ценами на военную продукцию. Повышен до уровня замминистра начальник Службы экономики и финансов Минобороны, реорганизовано само это структурное подразделение, повышается роль Военно-научного комитета тыла ВС, на который возложена обязанность мониторинга формирования цен на военную продукцию. Заявлено намерение реанимировать службу военной приемки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Чтобы хоть приблизительно оценить масштабы стоящей перед Сердюковым задачи, достаточно представить себе размах закупочной деятельности Пентагона. Ежегодно американское военное ведомство заключает свыше 15 миллионов контрактов, то есть примерно 50 тысяч в день. Здесь работают свыше 25 тысяч аудиторов, не считая 30 тысяч юристов, «разруливающих» конфликтные ситуации, возникающие в процессе выполнения контрактов. В Службе оборонных контрактов (Defense Contract Administration Service) занято 25 тысяч человек, всего же закупками занимаются около 200 тысяч сотрудников. Тем не менее скандалы по поводу завышения цен поставщиками вспыхивают регулярно, избежать их не помогает даже единый закупочный кодекс – Правила закупочной деятельности Вооруженных сил (Armed Services Procurement Regulation, ASPR).
Дело даже не в том, чтобы обуздать аппетиты нашей «оборонки» и не дать ей сорвать реализацию ГПВ-2015 взвинчиванием цен. Приведенные выше примеры завышения цен промышленниками касаются традиционных образцов оружия, в отношении которых можно не допускать полного ценового произвола, ибо есть возможность оттолкнуться от стоимости существующих аналогов. А как быть с определением стоимости и сроков поставки принципиально нового вооружения? Как контролировать процесс ценообразования на всех этапах его создания, чтобы вовремя остановиться, если выяснится, что проект не по средствам или вообще выбран ошибочно? Пока у Минобороны нет ни процедур, ни кадров, способных решать подобные вопросы.
Не имеет министерство и реальных рычагов контроля над средствами, выделяемыми промышленности. По словам Сердюкова, военпреды при оборонных предприятиях, которые по должности обязаны отстаивать интересы военного ведомства, по сути, превратились в сотрудников этих предприятий. Давно пора признать, что военно-промышленный комплекс – это отнюдь не только военная промышленность, а военная промышленность плюс Вооруженные силы.