А, задам-ка и я одну задачку!
Сразу предупреждаю - это не гипотетическая пружина Перельмана - случай вполне реальный.
Непосредственным участником событий я не являлся, но находился неподалёку, к тому же в таком месте, где было собрано очень много хороших специалистов по данному вопросу. Случай обсуждался долго, во всех подробностях, так что основную суть даже я понял.
Сначала, некоторые пояснения для тех, кто с этим никакой связи не имел никогда. Они очень простые и доступны для пониманию любому:
Командир подводной лодки не случайно называется именно командир, а не капитан. В отличие от надводных судов, на лодке только один командир имеет полную информацию обо всей окружающей обстановке. Поэтому любое (даже, с точки зрения подчинённого, идиотское) распоряжение должно выполняться беспрекословно и немедленно! От этого может зависеть жизнь всего экипажа и этого же подчинённого, в частности. У коиандира много прав - очень много!
Правда, в случае чего и всю полноту ответственности за происшедшее несёт только и персонально командир.
Итак:
Есть на Севере большая и удобная бухта, в которой расположена база подводных лодок.
Но вход в эту бухту (горловина), не слишком удобный - подводные рифы, скалы, большие каменные банки. Могли бы, наверное, и взорвать, но, по некоторым причинам этого не делают - хороший удобный вход удобен не только для своих.
В общем, подводные лодки входят и выходят только в надводном положении по очень сложному фарватеру. Маневрировать только с помощью руля недостаточно - приходится работать двигателем - менять число оборотов винта, давать задний ход и т.п.
Вот, одна такая лодка возвращалась на базу после небольшого планового выхода в море. Всё было нормально и спокойно но, во время переключения хода с переднего на задний (или наоборот) произошла серьёзная авартя в механизме реверса. Винт перестал вращаться вообще!
А лодку, по инерции, несло прямо на каменную банку. Скорость была небольшая, но вес!
Лодочка-то весила поболе, чем парочка полностью гружёных грузовых поездов, да, только, на воде затормозить не обо что!
Катастрофа с серьёзными последствиями казалась неминуемой. На размышления и отдачу приказов у командира оставалось меньше двух минут!
И командир эти приказы отдал!
Лодка, правда, получила повреждения, но незначительные и только лёгкого корпуса.
Я не спрашиваю - какие именно приказы отдал командир - да и не слышал я их сам.
Меня интересуеи: кто сможет догадаться о принципе, по которому отдавались эти короткие приказы. Чем воспользовался командир, чтобы максимально обезопасить лодку.
_________________ Агент КГБ. Оперативный псевдоним "Агент 0, 75 и закусь!"
|