"Лидер "Единой России" недоволен качеством учебников истории. В них искажаются исторические факты, причем «историю пытаются исказить не только в других странах, историю пытаются исказить и в России». Он высказался за то, чтобы все учебные пособия, используемые в образовательных учреждениях, проходили обязательную аккредитацию в Минобрнауки. «Я уже дал поручение комитету Госдумы по образованию и науке подготовить соответствующие поправки», - сказал спикер.
Широко известен тот беспредел, который творится в учебниках многих стран бывшего СССР, где наши страна и народ выставляются чуть ли не извергами и оккупантами. В России тоже появилось немало учебных изданий по истории, в которых авторы оперируют непроверенными фактами, версиями, и, хуже того, с помощью психологических манипуляций подталкивают школьников к соответствующим якобы «самостоятельным выводам».
Школьный учебник истории, особенно отечественной - это ведь не только собрание объективных сведений, но и определенная матрица, формирующая национальную память юного поколения. Именно из этого учебника в значительной степени – ведь есть еще и семья - усваивается представление о прошлом страны, о том, что для нее хорошо, а что плохо, об алгоритмах коллективного национального действия. Но вот является ли установление госконтроля лучшим средством – более чем сомнительно. Дело тут не только в том, что официозные трактовки учебников будут подвергаться воздействию сиюминутной исторической конъюнктуры. Например, сегодня дружим с Польшей – и вот уже все бесчисленные войны с ней проговариваются скороговоркой, а завтра враждуем – и учебники начинают переписываться под новую линию.
В общем, шутка о России как «стране с непредсказуемым прошлым» произошла в значительной степени именно от метаний государства в области оценки прошлого. Но есть еще одна, даже более фундаментальная причина. Как раз сегодня, сейчас, государственный контроль над учебниками прямо противоречил бы цели возвращения нам и более объективной и, в то же время, более патриотической версии нашей истории.
Сегодня наше общество в плане осознания истории, глубины и серьезности подхода к прошлому, ушло далеко вперед по сравнению с чиновниками. Именно общество, а не государство возмущается проявлением неуважения к исторической памяти, именно общество, прежде всего, дает отпор намеренно искаженным историческим версиям.
И, с другой стороны, именно те, кто проявляет общественную инициативу, применяют в изучении истории нашей страны наиболее передовые методы исторической науки, многие из которых позволяют кстати отказаться от штампов.- отрицательных и положительных. Что могут предложить вместо этого чиновники?
Обычно лишь усреднение стандартов, некий компромисс между правдой и несколькими видами лжи. Возвращение, например, к советской исторической парадигме, назвать которую вполне объективной – трудно, поскольку там замалчивались целые периоды нашей истории, многие выдающиеся победы.
Так что хотя внимание государства к вопросу исторического образования – отрадно, передоверять контроль за ним одним чиновникам – рискованно. Значительно лучше было бы, если бы государство поддержало общественные инициативы в этом вопросе. "
Е.Холмогоров.
_________________ Главное,чтобы человек был хороший...
|